На протяжении многих лет мы тестировали много лодочных моторов, разных брендов, мощности, тактности. И у многих из нас появились свои любимчики.
В этот раз мы решили Вам рассказать о самом популярном типоразмере двигателя, который достаточно мощный, довольно портативен и имеет малый вес. Это лодочные моторы двухтактные и четырехтактные 15 л.с.
При выборе лодочного мотора мы руководствовались такими критериями: быстроходность, тяговитость, экономичность, эргономика, шумность. Для теста мы взяли такие марки моторов: Honda, Mercury, Suzuki, Yamaha.
О конструкции
Всем известное ограничение в использовании лодочных моторов на водоемах Европы и США, которые не соответствуют нормам САРВ и ЕРА. Из-за чего сейчас четырехтактные постепенно вытесняют двухтактные двигателя с рынка, но в наших странах они еще довольно популярны, потому еще продолжают выпускаться на заводах, хоть и в основном технологии остались 90х годов, которые уже давно себя показали с позиции качества.
15ти сильные четырехтактные моторы более совершенны, чем двухтактники, особенно с эргономической точки зрения. У тестированных четырехтактных "Honda" и "Suzuki" удобные румпели управления с простой регулировкой усилия поворота, и ручки газа, и легкодоступной кнопкой "стоп". Рычаг включения передачи как-будто сам ложится в руку и работает очень четко и легко. Механизмы откидки и режима "мелкой воды" таковы, что возможность намочить руки в воде полностью исключена, также не нужны лишние движения и большие усилия. Двухтактные "Suzuki", "Yamaha", как более легкие моторы, у которых нет масла в картере, побеждают только в одном - это в удобстве переноски и хранения. Отдельно мы бы вынесли лодочные моторы, "Mercury" с его очень удобным интегрированным в румпель механизмом включения передачи и современной системой откидки одной рукой. Так же заслуживает уважения и способ фиксации его гребного винта стопорной шайбой, а не шплинтом, что существенно упрощает процесс снятия и установки гребного винта, особенно если это происходит не на берегу, а на водоеме.
Все же четырехтактные моторы хотят не сильно отставать по весовым характеристикам от двухтактных моторов. Больший вес четырехтактного моторы, должен был привести к увеличению требований к удобству его переноски и транспортировки, но, например, взяться за "голову", например, "Honda" второму человеку совсем не удобно - выемка под руку с противоположной струбцине стороны слишком маленькая. Suzuki в этом смысле тоже не блистал, исключением стал только Mercury.
В чем у нас не возникло никаких проблем, так это в запуске всех моторов которые мы тестировали. Нужно было бы только накачать грушу на шланге от бачка до мотора, пару раз дернули, и готово. Естественно, нужно учитывать особенности каждого бренда – подсос, установка стартового открытия дросселя и тд.
Экономичность
Двухтактные моторы естественно более прожорливые, расход у нас получился приблизительно 0,35-0,40 л/ч. Самыми экономичными себя показали Mercury и Yamaha.
Четырехтактные были экономичнее приблизительно на 20-30%, потребление мы засеки было таким: 0,5 литра у нас ушло за 6 минут, то есть 0,32-0,33 л/ч на максимальном ходу.
Шумность
Многие на этот фактор не обращают внимание, но при длительных прогулках, шумность двигателя важна не меньше чем остальные характеристики, поскольку это утомляет физически, отбирает у Вас возможность нормально разговаривать на ходу и тд. Моторы которые мы тестировали на максимальных оборотах по шумности показали себя практически одинаково, независимо от их тактности, примерно 90-95 дБ. Есть значительные различия на разных оборотах. Естественно четырехтактники на малых и средних оборотах значительно тише двухтактников. А Honda на малых оборотах настолько тихо работает, что мы иногда прислушивались к ней. По спектру шума мы услышали большие различия. Yamaha и Mercury показали себя с положительной стороны, шум довольно мягкий и приятный для уха. Suzuki нам не очень понравилось, но как говорится каждому свое.